Рекомендации по развитию программы социальной интеграции цыган в Беларуси

Социальная интеграция цыганского населения может быть достигнута путем одновременной реализации системных мер в областях образования, социального обеспечения, трудоустройства, культурной деятельности.

Центральным элементом программы социальной интеграции является система медиации – посредничества между цыганскими сообществами и государственными органами. Функции медиаторов при соответствующем обучении рекомендуется возложить на лидеров цыганских сообществ или уполномоченных сообществами лиц. Основной объем работы медиатора сводится к выяснению специфических потребностей цыганского населения в сервисном социальном обслуживании (здравоохранение, доступность социальной инфраструктуры), трудоустройстве и других сферах и доведение их до внимания соответствующих органов местного управления, кроме того информирование цыганского населения относительно норм законодательства республики, государственной политики в различных областях и др.

Система медиации в сферах социального обеспечения, трудоустройства, легализации и др. может быть создана только при партнерстве с цыганскими организациями. Ее специфическими чертами могут быть:

А) максимальная приближенность к локальным поселениям цыган;

Б) участие руководителя цыганской организации (или уполномоченного лица) в мероприятиях местных органов власти (включая профильные, отраслевые), касающихся жизнедеятельности цыганского сообщества;

В) участие цыганского лидера или активистов в работе межэтнических (общественных, консультативных) советов, действующих при органах власти, особенно региональных;

Г) взаимодействие и координация медиаторов с партнерскими НГО сервисного профиля;

Д) координация системы цыганских медиаторов с государственной системой социального заказа.

Образование

А) Меры по ликвидации неграмотности среди взрослого цыганского населения путем активизации программ экстерната, а также создания специальных вечерних школ (школ выходного дня), которые помимо знаний школьной программы, давали бы социально полезные и практически ориентированные знания и навыки (правовые, элементарные медицинские, финансовые, знания о жилищной политике, социальном обеспечении и др).

Б) В целях повышения мотивации к учебе детей и молодежи ввести стипендиальные программы для индивидуального или коллективного поощрения

В) Со стороны цыганских лидеров и активистов обеспечить надлежащий контроль за посещением учебных заведений и результатами учебы

Г) Реализация принципа «Образование через всю жизнь», в рамках которого в предстоящие пять лет в Беларуси планируется создание гибкой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями инновационного развития страны.

Трудоустройство

А) В рамках системы медиации создать консультативные центры по трудоустройству, которые будут аккумулировать сведения о различных вариантах официального трудоустройства (вакансиях), а также о трудовых потребностях и профессиональной квалификации представителей цыганских сообществ.

Б) Разработать программу повышения квалификации для сотрудников центров занятости, посвященную особенностям трудовых потребностей цыганского населения.

В) Ввести в программы повышения квалификации руководящих кадров различных уровней темы, посвященные международным правовым стандартам в обеспечении прав меньшинств, обеспечения равенства и недискриминации в социальной и трудовой сферах.

Культура

Сохранение культурной самобытности является одним из основных факторов развития национальных меньшинств. Наиболее важными элементами культурной самобытности цыганского населения является язык, история, некоторые традиционные виды деятельности (традиционная магия), творчества (песни, танцы) и др. В целях сохранения культурной самобытности и идентичности цыганского населения рекомендуется

А) предпринять меры для сохранения и возможного расширения сфер публичного использования цыганского языка как языка национального меньшинства несмотря на отсутствие его письменной версии;

Б) поощрять представленность цыган в качестве руководителей творческих и др. коллективов,

В) включать в учебные пособия материалы по истории и культуре цыганского населения, уделяя особое внимание периоду Второй мировой войны и Холокоста.

СМИ

А) Побуждать СМИ освещать позитивные стороны жизни цыган, не допуская создания стереотипных представлений и провоцирования вражды в межэтнических отношениях.

Б) Включить в программы повышения квалификации журналистов темы, посвященные дискриминации и языку вражды, а также способам подачи информационных материалов, свободных от цыганофобии.

 

 

Стратегия образования, занятости, соцобеспечения, сохранения культурной самобытности цыган Беларуси

 

Программа социальной интеграции цыган в Беларуси: обеспечение права на равенство (Презентация)