Социальная интеграция цыган в Беларуси

Ромский мониторинговый механизм «Грай Дыкхела»

Социально-экономическое положение
ромского населения Беларуси
материалы мониторинга в ромских сообществах, проживающих в Минске, Гомеле, Витебске, Толочине (Витебская область), Ошмянах (Гродненская область), Бобруйске (Могилевская область), п. Русино и п. Великие Луки (Барановичский район, Брестская область)
Введение
Основой данного доклада являются материалы мониторинга , осуществленного ромскими активистами и медиаторами в 7 населенных пунктах Беларуси в ромских сообществах с наибольшей плотностью населения. Общее количество взрослых респондентов составляет 814 человек, количество семей – 267. Общее количество детей (до 10 лет) и подростков (10-14 лет), положение которых было учтено в данном докладе, составляет 375 человек.

Гражданство и самоопределение
100% респондентов идентифицируют себя как ромы, считают ромский язык своим родным языком, разговаривают дома на ромском языке.
94% респондентов являются гражданами Республики Беларусь. 5% — граждане других стран (РФ, Украина, Литва, Латвия, Эстония, Польша). Наибольшее количество иностранных граждан (20% от общего количества респондентов) – в Гомеле, большую часть из них составляют граждане Украины, вступившие в брак с гражданами Республики Беларусь.

Семья, брак
В данном мониторинге были учтены как зарегистрированные, так и незарегистрированные браки. Подавляющее большинство семей (70%) живут в зарегистрированном браке. Количество семей, появившихся в результате ранних браков (один или оба партнера младше 18 лет) , составляет 29% от общего количества семей. Ранние браки не были отмечены в ромском сообществе в Ошмянах, минимальное количество ранних браков отмечено в Минске (2), Русино-Великие Луки (7).
Наибольшее количество незарегистрированных браков (по 40%) отмечены в Толочине, Бобруйске, Гомеле и Витебске.
Наибольшее количество ранних браков отмечено в Толочине (30%), Гомеле (46%), Бобруйске (40%), Витебске (30%).

Образование
Ромы остаются сообществом с наименьшим количеством лиц, имеющих высшее образование (только 0,9%). Большинство ромов заканчивают образование на окончании курса базовой школы (56%), среднюю школу закончили только 22%, техникум – 7%. Начальное образование имеют 13%, это преимущественно лица пожилого возраста.
Недостаток образования является причиной низкой квалификации, на рынке труда большинство ромов могут претендовать только на вакансии, которые связаны с низкоквалифицированным тяжелым трудом. Кроме того, недостаток образования родителей является серьезным препятствием для образования детей и выражается во-первых, в недостатке родительской мотивации детей к учебе в школе и продолжению учебы в дальнейшем, во-вторых, родители не могут помочь детям с выполнением домашнего задания и мотивировать к более высокой успеваемости, в-третьих, в таких семьях фактически воспроизводится уклад жизни, основанный на сезонных, случайных заработках.
Проблема получения или продолжения образования взрослыми ромами на сегодняшний день является наиболее острой, требующей поиска механизмов в системе образования.
11% детей школьного возраста не посещают школу, среди основных причин названы: отсутствие настойчивости со стороны родителей в отношении детей 7-8 летнего возраста, низкая успеваемость детей более старшего возраста. Проблемы с посещаемостью школы отсутствует только в Ошмянах, Минске.

Доходы семей
85% семей имеют доход значительно ниже прожиточного минимума. 9% семей имеют доход выше прожиточного минимума. 6% семей имеют доход эквивалентный прожиточному минимуму. 15 семей (6%) определены как находящиеся в социально опасном положении.
Наиболее бедным является население Бобруйска, Русино, Толочина.

Трудоустройство, занятость, безработица
15% респондентов работают по найму, 8% живут за счет собственного хозяйства либо мелкого бизнеса, 7% — за счет пенсии, 8% — за счет стипендий и социальных пособий (преимущественно пособий на детей),
15% зарегистрированы на бирже труда, 22% живут на счет временных, сезонных заработков,
25% работают за границей (РФ, страны ЕС).
50% респондентов сталкивались с многократными отказами при попытках трудоустройства при наличии вакансий (более 3 отказов). Наиболее часто получают отказы при попытках трудоустройства ромские женщины (62% от числа тех, кто сталкивался с многократными отказами), которые имеют характерные черты внешности и одежды, либо известна их этническая принадлежность, либо потенциальный работодатель идентифицирует по адресу регистрации (последние две причины характерны для малых населенных пунктов).
Этническое профилирование
80% респондентов сталкивались с этническим профилированием с виде задержаний, многократной дактилоскопической регистрации, изъятию транспортных средств. 51% от числе тех, кто сталкивался с этническом профилированием, мужчины, 44% женщины, а также 5% детей подросткового возраста.
Наименьшее количество лиц, которые сталкивались с этническим профилированием, проживают в Ошмянах (только 25%), наибольшее количество лиц – в Гомеле, Витебске, Минске (по 80%).

Доступность культурной жизни
Вовлеченность ромского населения в культурную жизнь своих регионов и/или населенных пунктов довольно низка: только 13% ромов посещают культурные мероприятия (концерты, театры, фестивали и пр.), подавляющее большинство (87%) этого не делает и высказывает намерений. Среди причин, по которым ромы не посещают культурные мероприятия названы следующие: отсутствие денег на билеты (66%), «нет интереса» (17%), «нет представлений на ромском языке» (18%). В Бобруйске, Ошмянах, Русино респонденты отметили проблемы с транспортом (большие интервалы в движении), что препятствует участию в культурных мероприятиях в центре населенных пунктов или ближайшем районном центре.

Жилище и благоустройство
Условия проживания семей были проанализированы в сравнении, были выделены:
Минск, Витебск, Гомель, в которых 66% ромских семей проживают в собственных домах, 34% — в собственных квартирах. Жилье является благоустроенным, имеется отопление, канализация, водопровод. Инфраструктура районов вполне развита, имеются магазины, аптеки, транспорт, детские учреждения, игровые зоны и зоны отдыха, тротуары и пр.
Бобруйск, Толочин, Ошмяны, в которых 88% ромских семей проживают в собственных домах, около 12% — в собственных квартирах. Имеется локальное (печь или котел) отопление, локальная канализация и водопровод. В Бобруйске (Титовка) ромы живут на периферии, весьма удаленной от центра, Титовка скорее напоминает сельское поселение, социальная инфраструктура не развита.
Русино, Великие Луки, в которых 70% ромских семей проживают в собственных домах, около 30% в квартирах. Имеется локальное (печь или котел) отопление, локальная канализация и водопровод. Социальная инфрастуктура сельская, фактически отсутствуют игровые зоны для детей, общественные зоны отдыха, имеются проблемы с транспортом.
Рекомендации

1. Образование
1.1 Необходимо принять меры и разработать формы для обучения взрослого населения: содействовать окончанию курса базовой школы как необходимого образовательного минимума, совместить с профориентационной работой с последующим получением профессии.
1.2 Усилить образовательную и профориентационную работу с подростками, поставить акценты на подготовке к современным востребованным профессиям и профессиям будущего.
1.3 Усилить разъяснительную работу в ромских сообществах по профилактике ранних браков и уклонения от обучения в школе.

2.Трудоустройство
2.1. Принять меры по прекращению дискриминации ромов при трудоустройстве
2.2. Содействовать развитию предпринимательства, в особенности в сельской местности.

3.Этническое профилирование
3.1. Прекратить все формы этнического профилирования как откровенно дискриминационные практики.

4. Культурная жизнь
4.1. Содействовать всем формам национального самовыражения в культуре, включая поощрение для создания и исполнения произведений на родном (ромском) языке
4.2 Содействовать развитию просветительских, интерактивных культурных программ и проектов с участием ромского населения, в особенности детей и подростков, проживающих в сельской местности.

5. Благоустройство и развитие социальной инфраструктуры
5.1 Содействовать развитию социальной инфраструктуры в обособленных периферических районах, в которых проживают ромские сообщества (Титовка/Бобруйск и пр).
5.2 При партнерстве местных органов власти и ромских сообществ произвести благоустройство районов, населенных ромами (организация зеленых зон, общественных зон отдыха и детских игровых зон и пр.).

6. Самоуправление в ромских сообществах и повышение компетенций ромских медиаторов
6.1 Развитие сетей ромских общественных медиаторов для выявления потребностей ромских сообществ и коммуникации с органами власти (развитие женской, молодежной сетей, стратегическое планирование и пр.)

Материалы

Сводная инфографика
Мониторинг. Язык вражды.
Положение ромских женщин. Доклад 2016 год.
Положение ромского населения Беларуси. Аналитические материалы 2015-2016 гг.
Answers to the List of issues and questions prior to the submission of the eighth periodic report of Belarus
Доклад об исполнении Международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин Республикой Беларусь
Report of civil society organizations on the implementation by the Republic of Belarus of the International Convention on the Elimination of All Forms of Racial Discrimination
Отчет организаций гражданского общества о выполнении Республикой Беларусь Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации
Сводная инфографика